вторник, 16 марта 2010 г.

Как справиться со стрессом

За долгую мутную зиму организм, не подкрепляемый регулярными дозами сала-чеснока витаминов, ресурс свой исчерпывает практически досуха. Остаются лишь крохи на инстинкты да на простейшие реакции психики. Я, как система в целом более чувствительная, чем подсистемы, меня составляющие, реагирую на разные по силе и качеству раздражители, в общем, предсказуемо. Укладываюсь в хрестоматийную модель. Основная неспецифическая адаптационная реакция — стресс, понятно. Привычный, хронический. Где-то даже без него скучнее порой, чем с ним.

Есть на Житном острове посереди реки Дунай словацкий городок Комарно. 35 тысяч населения, как Троицк. Дал миру Франца Легара например, композитора венской оперетты, автора «Весёлой вдовы». (Родился 30 апреля 1870 года, почти как Ленин). Прежде чем стал композитором, мальчик, скорее всего, учился музицировать, упражнялся. По три, четыре часа в день за инструментом, а по воскресеньям и вовсе с утра до самого вечера. Пяти лет неплохо играл, знал почти все ноты. После освоения фортепиано принялся за скрипку, на радость папе-капельмейстеру и соседям своим на усладу.
А остров. Слышимость по реке — чудо какова. Соседям никуда не смыться. Разве на лодке, так их мало. И дорого, небось, лодку брать.

Через пару домов от легаровского жили такие — Селье. Врачи. Лет через 20 после музыкальных упражнений юного Франца Легара, у Селье родился мальчик. Назвали, чтобы легко было звать из окошка, вот как: Ганс. На протяжении детства своего маленький Ганс музыкой не занимался, ни-ни. Хватало соседей. Видя опереточных слушателей, которых свозили в папину клинику, Ганс избрал единственно верную дорогу — помогать людям. Стал эндокринологом, хирургом. Съехал с Житного острова в Канаду.

А Канада располагает к творчеству, спросите любого. Селье придумал гипотезу Общего адаптационного синдрома. Про что это? Если трудящийся собирается заболеть, то внутри него начинают работать механизмы адаптации.
Наблюдательный экспериментатор рассматривал стресс, как ответ на любые предъявленные организму требования, и искренне верил, что с какой бы трудностью последний не столкнулся бы, с ней (трудностью) можно справиться ровно двумя типами реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства от трудностей (может ещё готовностью терпеть их). Доктор Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии.
Потому что — музыка.
PS. А никак.

1 комментарий:

  1. Стресс, действительно, помогает человеку выжить, аккумулируя все внутренние ресурсы на борьбу с опасностью (любой, в том числе и психологической), но вот справиться с последствиями такого рывка стресс уже помочь не может. А то, что бывает после, это как в истории про мать, которая, спасая ребенка, подняла автомобиль. Только потом кости и мышцы придется долго востанавливать. То же с душой.

    ОтветитьУдалить